Требования по стране происхождения спортивных тренажеров для их участия в аукционах

Требования по стране происхождения спортивных тренажеров для их участия в аукционах Требование к обозначению страны происхождения товара - одно из предъявляемых в обязательном порядке к первой части заявки на участие в электронном аукционе и к заявке на участие в открытом конкурсе.

Требование к обозначению страны происхождения товара - одно из предъявляемых в обязательном порядке к первой части заявки на участие в электронном аукционе и к заявке на участие в открытом конкурсе.

Согласно действующему законодательству, государственный или муниципальный заказчик не вправе указывать в документах закупки ограничения, связанные с местом производства товара или программного обеспечения, входящего в его состав.

Можно привести пример, действующих ранее ограничений для Турецкой Республики. В соответствии  с постановлением Правительства от 29.12.2015 № 1457 (в настоящее время признано утратившим силу) «О перечне отдельных видов работ (услуг), выполнение (оказание) которых на территории Российской Федерации организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациями, контролируемыми гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, запрещено», не допускались к участию компании, предлагающие продукцию турецкого производства.

В то же время, в настоящее время действуют преференции для продукции российского производства, указанные в постановлении Правительства РФ №925 от 16.09.2016 «О  приоритете  товаров  российского  происхождения,  работ,  услуг,  выполняемых,  оказываемых  российскими  лицами,  по  отношению  к  товарам,  происходящим  из  иностранного  государства,  работам,  услугам,  выполняемым,  оказываемым  иностранными лицами» (далее – ПП РФ № 925).

Цель принятия данного постановления - изменить соотношение российских и иностранных товаров, работ, услуг, приобретаемых  заказчиками,  в  сторону  увеличения  российской  продукции  для  целей импортозамещения.

Суть данного постановления выражается в следующем:

  1. При осуществлении закупок, оценка и сопоставление заявок по поставке товаров российского происхождения, производятся по предложенной в указанных заявках цене договора.
  2. Если победителем закупки представлена заявка, содержащая предложение с товарами иностранного производства, договор с таким победителем заключается по цене, сниженной на 15 процентов от предложенной им цены договора.

Приоритет не предоставляется в случаях, если:

а) закупка признана несостоявшейся и договор заключается с единственным участником закупки;

б) в заявке на участие в закупке не содержится предложений о поставке товаров российского происхождения, выполнении работ, оказании услуг российскими лицами;

в) в заявке на участие в закупке не содержится предложений о поставке товаров иностранного происхождения, выполнении работ, оказании услуг иностранными лицами;

г) в заявке на участие в закупке, представленной участником конкурса или иного способа закупки, при котором победитель закупки определяется на основе критериев оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, указанных в документации о закупке, или победителем которой признается лицо, предложившее наиболее низкую цену договора, содержится предложение о поставке товаров российского и иностранного происхождения, выполнении работ, оказании услуг российскими иностранными лицами, при этом стоимость товаров российского происхождения, стоимость работ, услуг, выполняемых, оказываемых российскими лицами, составляет менее 50 процентов стоимости всех предложенных таким участником товаров, работ, услуг;

д) в заявке на участие в закупке, представленной участником аукциона или иного способа закупки, при котором определение победителя проводится путем снижения начальной (максимальной) цены договора, указанной в извещении о закупке, на "шаг", установленный в документации о закупке, содержится предложение о поставке товаров российского и иностранного происхождения, выполнении работ, оказании услуг российскими и иностранными лицами, при этом стоимость товаров российского происхождения, стоимость работ, услуг, выполняемых, оказываемых российскими лицами, составляет более 50 процентов стоимости всех предложенных таким участником товаров, работ, услуг.

Согласно части 5 ПП РФ № 925, можно сделать вывод о том, что у заказчика есть право, а не обязанность предоставлять приоритет, что будет зависеть от решения заказчика включать или не включать в состав документации сведения данного постановления.

В то же время без наличия административной и арбитражной практики, поддерживающей данный подход, такая трактовка ПП РФ № 925 представляется рискованной, так как Правительство РФ установило такой приоритет для всей продукции, кроме закупок у единственного поставщика.

В ходе анализа прошедших торгов по спортивным тренажерам с 1.01.2017 г., указание на ПП РФ № 925 содержалось лишь в 1% от общего объема прошедших закупок.

Касательно ограничений на закупку программного обеспечения, то с 01.01.2016 в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 16.11.2015 № 1236 «Об установлении запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд» - не допускается закупка программного обеспечения, происходящего из иностранных государств. Указанный запрет распространяется также на закупку исключительных прав на подобное программное обеспечение и прав его использования. Иностранное программное обеспечение может быть закуплено, если программного обеспечения соответствующего класса нет в едином реестре российских программ для ЭВМ и баз данных либо имеющееся в нем программное обеспечение не подходит заказчику по характеристикам. В случае, если программное обеспечение является неотъемлемой частью поставляемой продукции, требование Постановления № 1236 на сам товар не распространяется.

Таким образом, отдельных требований и ограничений по стране происхождения спортивных тренажеров и программного обеспечения для них, в российских тендерных закупках не присутствует, кроме случаев, когда в описании закупки прописана ссылка на постановление Правительства РФ № 925. Данное постановление предоставляет преференции товарам российского производства, при этом не запрещая участие компаний со спортивными тренажёрами иностранного производства.