Объем и динамики рынка автомобильных грузоперевозок

Объем и динамики рынка автомобильных грузоперевозок Методология расчета объема рынка автомобильных перевозок в стоимостном выражении

Методология расчета объема рынка автомобильных перевозок в стоимостном выражении

Расчет объема рынка автомобильных грузоперевозок в стоимостном выражении осуществляется в два этапа:

  1. Определение средней стоимости перевозки 1 тонно-км. Средняя стоимость перевозки 1 тонно-км рассчитана отдельно для сегментов FTL и LTL ввиду того, что затраты на перевозку в данных сегментах отличаются в несколько раз.

Расчет объема рынка в стоимостном выражении на основании официальных данных по грузообороту и расчетной средней стоимости перевозки 1 тонно-км.

Стоимость перевозки 1 тонно-км для сегмента FTL рассчитана как отношение произведения стоимости 1 км перевозки груза и среднего расстояния перевозки к произведению веса груза и среднего расстояния перевозки .

P = (Pкм x D) / (W x D),

где P — стоимость перевозки руб./т-км,

Pкм — средняя стоимость перевозки на 1 км (для FTL — 40 руб. в 2018 г.),

D — среднее расстояние автомобильного пути (расчет среднего расстояния между городами по пяти ФО — 712,3 км),

W — вес перевозимого груза (9,3 т для FTL-перевозок).

Ниже приведен расчет стоимости перевозки 1 тонно-км в сегменте FTL-перевозок. 

(40 руб./км х 712,3 км) / (9,3 т х 712,3 км) = 4,30 руб./т-км

Таким образом, стоимость перевозки 1 тонно-км в сегменте FTL-перевозок равна 4,30 рубля.

Стоимость перевозки 1 тонно-км в сегменте LTL-перевозок рассчитана по формуле 

P = Pкг x 1000 / D,

где P — стоимость перевозки руб./т-км,

Pкг — стоимость перевозки 1 кг груза в рублях (для LTL-перевозок — 8,8 руб./кг),

D — среднее расстояние автомобильного пути (расчет по пяти ФО — 712,3 км). 

Таким образом, стоимость 1 тонно-км в сегменте LTL-перевозок составляет

8,80 руб./кг х 1000 / 712,3 км = 12,4 руб./т-км

Средняя цена 1 тонно-км в сегментах FTL и LTL составляет 12,4 руб./т-км.

Объем рынка автомобильных грузоперевозок в стоимостном выражении рассчитан по формуле

Vруб = G x Pсред,

где Vруб — объем рынка автомобильных грузоперевозок в рублях,

G — грузооборот в млрд тонно-км согласно статистике Росстата,

Pсред — средняя стоимость перевозки 1 тонно-км в сегментах FTL и LTL, которая в 2018 г. составила 12,4 руб.

Расчетная оценка объема и динамики рынка автомобильных перевозок приведена в разделе 1.2.

Оценка объема и динамики рынка автомобильных грузоперевозок

В 2018 году общий грузооборот по автомобильным грузоперевозкам вырос на 1,6% по сравнению с 2017 годом и составил 259 тонно-км. Грузооборот коммерческих грузов, согласно данным Росстата, увеличился на 4,5%.

Коммерческие перевозки занимают 51–53% в общем объеме автомобильных грузоперевозок.

Динамика грузооборота автомобильным транспортом, млрд т-км

Динамика грузооборота автомобильным транспортом, млрд т-км

Источник: Росстат

Эксперты подчеркивают, что рост грузооборота обусловлен оживлением экономики в 2018 году и ростом потребления. При этом также отмечается, что данный рост — это отложенное потребление, которое по итогам 2019 года может показать отрицательную динамику.

По итогам 2018 года общий объем автомобильных грузоперевозок (с учетом собственных перевозок производственных и торговых предприятий) составил 5 544 млн тонн или 2 156,9 млрд руб., что на 1,8% и 2,9% выше результатов 2017 года.

Объем рынка коммерческих грузоперевозок в 2018 году составил 2 975,4 млн тонн / 1 157,6 млрд руб, что на 4,7% и 5,9% выше показателей 2017 года.

Под коммерческими перевозками подразумеваются перевозки, выполненные компаниями-юридическими лицами, ведущими свою деятельность по кодам ОКВЭД «49.41. Деятельность автомобильного грузового транспорта» и «49.42. Предоставление услуг по перевозкам». К данному типу также относятся перевозки выделенными юридическими лицами, входящими в торгово-производственные холдинги, например, ООО «Сельта» (входит в АО «Тандер»), ООО «Газпромнефть-транспорт» (входит в АО «Газпром») и другие. При этом логистические подразделения крупных ретейлеров и других торгово-производственных компаний, не выделенные в отдельное юридическое лицо, в данном разделе не учитываются.

Ниже представлена динамика рынка автомобильных грузоперевозок с учетом собственных перевозок производственными и торговыми предприятиями, согласно данным Росстата и расчетам в соответствии с вышеприведенными формулами.

Динамика рынка общих автомобильных грузоперевозок в России

Динамика рынка общих автомобильных грузоперевозок в России

Источник: Росстат, оценка MegaResearch

Ниже представлена динамика коммерческих перевозок автомобильным транспортом.

Динамика коммерческих автомобильных грузоперевозок

Динамика коммерческих автомобильных грузоперевозок

Источник: Росстат, оценка MegaResearch

В ходе проведения экспертных интервью участники рынка отметили, что рост объема грузоперевозок обусловлен не ростом спроса, а прежде всего ростом затратной части: ГСМ, НДС, оплатой сбора в системе «Платон» и штрафов АСВГК. Следовательно, повышение стоимости грузоперевозок не оказало положительного влияния на рентабельность бизнеса.

«Спрос не вырос. Спрос, может быть, начал чуть-чуть восстанавливаться, но 2019-й год не показывает роста по отношению к 2018-му».

Генеральный директор транспортной компании

«Основная проблема отрасли — это маржинальность. Высокая стоимость входа на рынок, высокая стоимость техники с учетом всех негативных факторов, и курсы, и утилизационные сборы, длительный срок окупаемости. Как следствие, низкая маржа операционной деятельности. Все эти вещи взаимосвязаны, поэтому особо никто не развивается. А если и развиваются, то как раз за счет ухода мелких перевозчиков и перетекания серой зоны в белую»

Генеральный директор транспортной компании

Следует отметить, что рынок автомобильных грузоперевозок по-прежнему находится под влиянием «серого» сектора. Несмотря на его сокращение в последние годы, «серые» перевозчики так же забирают часть перевозок, конкурируя с крупными игроками с помощью тарифов.

«Рентабельность у перевозчика, который старается соблюдать все нормы законодательства, где-то примерно 17%, а у перевозчика, который работает в сером сегменте, — где-то 70%».

Эксперт АПНегГ

«Всегда найдется тот, кто повезет дешевле».

Директор транспортной компании

Несмотря на то, что участники рынка придерживаются разных мнений о доле рынка «серых» грузоперевозок (оценка доли «серого» рынка колеблется от 30 до 80%), аналитики MegaResearch оценивают долю «серых» грузоперевозок на уровне 40%. Таким образом, с учетом «серых» перевозок объем рынка коммерческих автомобильных грузоперевозок в стоимостном выражении, по оценке MegaResearch, в 2018 году составил 1 620,6 млрд рублей.

Объем рынка коммерческих автомобильных грузоперевозок с учетом «серого» рынка, млрд руб.

Объем рынка коммерческих автомобильных грузоперевозок с учетом «серого» рынка, млрд руб.

Источник: Росстат, экспертные интервью, оценка MegaResearch

В структуре автомобильных грузоперевозок по регионам РФ лидерами являются Центральный (включая Москву и Московскую область), Приволжский и Уральский ФО, на долю которых в совокупности приходится 59% всех перевозок в натуральном выражении. Лидерство данных регионов объясняется высокой концентрацией населения — потребителей товаров, а также развитой дорожно-транспортной инфраструктурой.

Ниже представлена распределение основных перевозчиков по местонахождению головного офиса

Региональное разделение перевозчиков

Наименование компании

Регион головного офиса

Примечание

ООО «Сельта»

ЮФО

Филиалы компании расположены во регионах РФ

ООО «Деловые Линии»

СЗФО

Компания располагает сетью терминалов в регионах РФ

ООО «Агро-Авто»

ЦФО

 

ООО «РН-Транспорт»

ПФО

 

ООО «ПЭК»

ЦФО

Филиалы и распределительные центры в регионах РФ

ООО «ДЛ-Транс»

СЗФО

 

ООО «ИТЕКО РОССИЯ»

ПФО

 

Группа Globaltruck

ЦФО

Основные перевозки осуществляются в УФО и СФО

ООО «ТРАСКО»

ЦФО

21 региональный офис

ООО «Газпромнефть-транспорт»

СФО

 

ООО «Фрио Логистик»

ЦФО

 

ООО «Дентро»

ПФО

 

ООО «ТЭК «Лидертранс»

ЦФО

Представительства во всех регионах

ООО «Байкал-Сервис ТК»

ЦФО

Компания присутствует в 250 городах

ООО «Желдорэкспедиция»

ЦФО

Перевозки во все регионы РФ

ГК «Совтрансавто»

ЦФО

 

ООО «Кастор»

ЦФО

Перевозки в УФО и СФО

ООО «БТ СЕРВИС»

ЦФО

 

ООО «Негабаритика»

ЦФО

 

ООО «АЛЬФА ДОН ТРАНС»

ЦФО

 

ООО «АБТ»

СЗФО

 

ООО «Арко-Турс»

СЗФО

 

ГК «Инспецком»

ЦФО

 

ООО «Лидер Спец Транс»

ЦФО

 

ЗАО «КИН-МАРК»

ЦФО

 

 Источник: сайты компаний, Росстат

Оценка объема и динамики рынка автомобильных грузоперевозок в натуральном выражении (по объему условных рейсов)

В данном разделе представлена оценка объема рынка автомобильных грузоперевозок по количеству условных рейсов.

Для проведения расчета были использованы данные Росстата об объеме коммерческих грузоперевозок в тоннах, а также информация, полученная в ходе экспертных интервью с компаниями, о структуре рынка по способу доставки (FTL, LTL) и структуре каждого сегмента по грузоподъемности используемого автопарка.

Для расчетов были использованы следующие показатели и факты:

  1. Объем коммерческих грузоперевозок (по данным Росстата).

Комм. грузоперевозки

Период

2016

2017

2018

млн тонн

2 850,8

2 841,0

2 975,4


  1. Доля FTL-перевозок в натуральном выражении составляет 95%, LTL-перевозок — 5%.
  2. Структура FTL-сегмента по грузоподъемности:

85% — HCV, 20 тонн;

12% — CV, 10 тонн;

3% — LCV, 3 тонны.

  1. Структура LTL-сегмента по грузоподъемности:

3% — HCV, 20 тонн;

17% — CV, 10 тонн;

80% — LCV, 3 тонны.

На основании имеющихся данных было рассчитан объем грузоперевозок по каждому сегменту, а затем получено количество условных рейсов в зависимости от грузоподъемности транспортного средства в каждом сегменте.

Ниже представлена оценка объема и динамики рынка автомобильных грузоперевозок по количеству условных рейсов.

Динамика объема рынка коммерческих автомобильных грузоперевозок по количеству условных рейсов, млн шт.

Динамика объема рынка коммерческих автомобильных грузоперевозок по количеству условных рейсов, млн шт.

Источник: Росстат, экспертные интервью, оценка MegaResearch 

Таким образом, в 2018 году, по оценке MegaResearch, количество условных рейсов составило 224,7 млн штук, что на 4,7% выше результата 2017 года.

Оценка объема и динамики рынка по сегментам автомобильных грузоперевозок (FTL, LTL, международные перевозки, негабаритные грузы, опасные грузы)

Здесь и далее в исследовании динамика и структура рынка по сегментам грузоперевозок рассчитывается на основании объема рынка коммерческих перевозок: 1 157,6 млрд руб. в стоимостном выражении.

По итогам 2018 г. рост показателей был отмечен во всех сегментах грузоперевозок за исключением сегмента негабаритных грузов, который сокращается несколько лет подряд и, по мнению экспертов, потерял 30% с 2014 года в связи с резким ростом курса доллара и введением санкций.

Ниже представлена динамика объема рынка автомобильных грузоперевозок по сегментам.

Структура рынка коммерческих автомобильных грузоперевозок в стоимостном выражении, млрд руб.

Структура рынка коммерческих автомобильных грузоперевозок в стоимостном выражении, млрд руб.

Источник: Росстат, ФТС России, экспертная оценка

Структура по сегментам, представленная на диаграмме выше, в сумме не дает величину объема рынка коммерческих автомобильных грузоперевозок в силу того, что сегменты пересекаются как, например, FTL и опасные грузы, которые, в свою очередь, входят в сегмент FTL. Это означает , что в 2018 году, например, перевозки по типу комплектации груза составили 810,3 млрд руб. в FTL-сегменте и 347,3 млрд руб. в LTL-сегменте (в сумме — 1 157,6 млрд руб.). Международные (экспортные) перевозки увеличились до 12 млрд рублей (а внутренние составили 1 145,6 млрд руб.), опасные — 35 млрд руб. (безопасные грузы — 1 122,6 млрд руб.) и негабаритные — 58 млрд руб. (стандартные — 1 099,6 млрд руб.).

Ниже представлена структура рынка автомобильных грузоперевозок по типам сегментов.

 Структура рынка коммерческих автомобильных грузоперевозок по типам сегментов, млрд руб.

Структура рынка коммерческих автомобильных грузоперевозок по типам сегментов, млрд руб.

 

Источник: Росстат, ФТС России, оценка MegaResearch